alandinna (alandinna) wrote,
alandinna
alandinna

Category:

Как кошка в дом вошла, часть 2

КОШКИ ДРЕВНИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ, часть 1 ТУТ


Расселение неолитических земледельческих племен происходило не только по сухопутным, но и по водным путям: вдоль берегов морей и рек. В апреле 2004 г. Жан Денис Винье (Jean Denis Vigne), вице-президент Научного Совета Национального музея истории в Париже, опубликовал в американском журнале «Сайнс» (“Sience”) данные о том, что на Кипре в неолитическом поселении около деревни Шиллоурокамбос (Shillourokambos) (9-7 тысячелетие до н. э.) было обнаружено захоронение, датируемое 7 тысячелетием до н. э., с двумя расположенными на расстоянии 40 см друг от друга скелетами: человека и кошки.

Человек (пол которого установить не удалось из-за поврежденности скелета), умерший в возрасте 30 лет, судя по убранству и количеству найденных предметов, играл заметную роль в своем окружении. Захоронение кошки (судя по размеру скелета, более крупного, чем у современных домашних кошек) подвида ближневосточная дикая кошка (Felis silvestris lybica), было расположено симметрично первому.

Кошка была умерщвлена в возрасте 8 месяцев, чтобы, по-видимому, быть захороненной вместе со своим возможным владельцем. При этом на скелете кошки не было заметно следов причинения ей ущерба, что указывает на то, что она не была принесена в жертву и не использовалась в пищу. Головы обоих скелетов были направлены в сторону запада, что явно свидетельствует о том, что кошки имели определенное, скорее всего, ритуальное значение в жизни древнейших жителей Кипра.

Еще в 1980-ые годы на Кипре нашли челюсть кошки, также датируемую 7 тыс. до н. э. Сам факт обнаружения останков кошек на острове свидетельствовал о том, что кошки прибыли на Кипр на кораблях вместе с людьми, а, следовательно, уже были одомашненными. Для определения древнейшего центра доместикации кошки (Felis silvestris catus) решающее значение имели выводы ученых о том, откуда на Кипр в эпоху раннего неолита прибыли люди, которые привезли с собой первые культурные злаки и домашних животных, включая кошку.

17-19 мая 2001 г. в Никозии состоялась международная конференция «Неолитическая культура Кипра» (Le Néolithique de Сhypre), организованная Отделом Античности Кипра Французской Школы Афин (le Départment des Antiquités de Chypre et l`École Française). Согласно материалам конференции колонизация Кипра началась примерно 12-10 тыс. лет назад. Результаты археологических изысканий указывают на тесные контакты древнейших жителей Кипра с неолитическими культурами областей Анатолии, Антиохии и Северной Сирии.

На это же указывают найденные на Кипре обсидиановые артефакты из Анатолии (Аструк – Astruc) и другие каменные изделия, подтверждающие значительное сходство с культурами Сиро-анатолийского региона (Кокеньо – Coqueugniot), что подтверждается исследованиями в области археоботаники и археозоологии, как впрочем, и антропологии. На основании полученных данных ученые пришли к выводу, что предшественники большинства зерновых были привезены на Кипр из северо-восточной Анатолии (Уилкокс – Willcox).

Домашние животные (копытные) достаточно быстро распространились из долины Евфрата или близлежащих районов в западном направлении на Кипр (Винье – Vigne). Влияние традиций Восточной Анатолии отмечается и при исследовании захоронений, обнаруженных при раскопках на Кипре (Крубези – Crubézy). Так ученые пришли к выводу, что неолитическая культура на Кипре возникла в результате его колонизации выходцами из региона Восточной Анатолии и Сирии.

Исходя из вышесказанного, можно также предположить, что кошки, останки которых были найдены на Кипре, попали туда из того же региона, откуда прибыли сами неолитические колонизаторы, а именно из Восточной Анатолии. Что же касается определения ее принадлежности к дикому подвиду только по более крупному скелету, то можно напомнить, что домашние кошки (Felis s. catus) Восточной Анатолии (на основе которых были созданы две породы – Турецкая Ванская и Анатолийская кошки) и сегодня отличаются более крупным размером, чем, скажем средняя европейская кошка случайного разведения.

Расселение земледельческих племен, а вместе с ними и кошек, шло в различных направлениях. Ископаемые останки кошек (зубы) были найдены также и в древнейшем городе планеты – Иерихоне (Jericho), Израиль, во время археологических раскопок поселения эпохи неолита, и датируются 7 тысячелетием до н. э.

При раскопках в городе Мохенджо-Даро (Mohenjo-daro) (2.600 – 1.700 г. г. до н. э.), расположенном на территории современного Пакистана, и в других высокоразвитых для того времени городах, расположенных в дельте реки Инд, возраст которых датируется 4-2 тысячелетиями до н. э., были обнаружены фрагменты скелета кошки, датируемые 4 тыс. до н. э. При раскопках в другом городе, расположенном также в долине реки Инд, Чанхо-Даро (Chanho-Daro), был обнаружен кирпич со следами кошки и собаки.

По глубине отпечатков следов, оставленных на отложенном для сушки кирпиче, стало понятно, что кошка на большой скорости убегала от гнавшейся за ней собаки. Так что стандарты поведения и взаимоотношения этих двух компаньонов человека, как мы видим, мало изменились на протяжении, по крайней мере, последних 6.000 лет, и, «живя как кошка с собакой», они благополучно продолжают свое сосуществование рядом с человеком.


СПУТНИЦЫ ВЕЛИКОЙ БОГИНИ

По мнению ученых, одомашнивание кошки было длительным процессом, который начался примерно 11.000 лет назад на Ближнем Востоке. На территории, на которой была одомашнена кошка, располагались древнейшие цивилизации «Плодородного Полумесяца», включая Древнюю Месопотамию (верхнее течение рек Тигр и Евфрат), Древний Египет (долина нижнего течения Нила) и Левант (общее название стран, прилегающих к восточной части Средиземного моря). В настоящее время на этих территориях располагаются современные Ирак, Израиль, Западный берег реки Иордан, сектор Газа, Иордания, Турция, Иран, Сирия, Египет и Ливан.

Как было сказано выше, особое место археологи отвели району современной Турции, который называется Анатолией. При раскопках в древнейших неолитических земледельческих поселениях нашей планеты, таких, как поселение, находящееся рядом с современным Чатал-Хойуком (Çatalhöyük), расположенным в южной Анатолии, поселение, находящееся рядом с современным Хаджиларом (Hacilar), расположенным в юго-западной Анатолии и других, расположенных в названном регионе, были найдены каменные и глиняные женские скульптурные изображения различного размера, которым около 10.000 лет.

Значительное число среди них составляют статуэтки, изображающие женщин с леопардами и львицами. Ученые пришли к выводу, что эти статуэтки имели культовое назначение и изображают богиню-мать, которую условно назвали «Великой богиней», «Великой матерью» или «Повелительницей животных». Большое количество этих фигурок может быть объяснено тем, что они были преподнесены в храм Великой богини в знак благодарности за благополучное рождение ребенка, богатый урожай или приплод домашнего скота.

Среди этих статуэток встречаются и женские фигурки с мелкими кошачьими на руках, которых ученые считают детенышами леопарда, а, на мой взгляд, скорее всего это кошки «тэбби» окраса. Возможно, наши предки верили, что богам дано повелевать могучими львицами и леопардами, а сами люди, приручали и одомашнивали небольших по размерам и значительно более покладистых мелких кошачьих, которые внешне напоминали тех же леопардов и львов, но в процессе одомашнивания утратили агрессивность и не представляли опасность для человека.

Поклонение Великой матери распространялось по мере расселения земледельческих протоиндоевропейских племен. Шумеры поклонялись ей как Сибури, во Фригии – как Кибелле, в Риме она почиталась как Магна Матер, в государстве Урарту – как стоящая на львице Сарди – богиня планеты Венера, покровительница рожениц и новорожденных. Можно обнаружить большое сходство этого культа с культами Инаны-Иштар-Ашеры-Астхик-Афродиты-Анахит-Венеры. И везде богине сопутствовала кошка – или в образе львицы, или огромной домашней кошки, как скандинавской богине Фрейе.

Одной из самых популярных пород кошек является Турецкая Ангорская кошка, которая была создана на основе кошек вывезенных из современной Анкары. Традиционным окрасом этих элегантных кошек с шелковистой шерстью является полностью белый окрас. Однако, на основании знаний законов генетики кошки, можно с уверенностью сказать, что в древности полудлинношерстных кошек этого типа должны были разводить и в других окрасах, отражавших не столько эстетические предпочтения, сколько религиозные верования древних земледельцев. Они могли быть голубыми, как дождевые тучи, обещающие земледельцу богатый урожай, или красными, словно благословленные лучами восходящего солнца.

У богинь плодородия были еще две общие черты: они были супругами солнечных (солярных) богов, и поклонялись им земледельческие племена, почитавшие Солнце, как источник жизни на Земле. Здесь напомню, что на ранней стадии развития человечества, когда люди еще вели кочевой образ жизни, преобладал культ Луны, и люди поклонялись лунным богам, а с появлением сельского хозяйства и с началом развития человеческой цивилизации возросло почитание культа Солнца. Этот этап человеческой истории как раз совпал с тем моментом, когда кошка пришла к человеку и была одомашнена. Поэтому не случайно, что исключительно важное место в религиозных представлениях людей кошка заняла в Древнем Египте, экономика которого основывалась на земледелии, и им занималось большинство населения, так как вегетационный период длился 8-9 месяцев в году.

Заринэ Лоренцовна Арушанян



Tags: кошки
Subscribe

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments